
Поясняя этот шаг глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что необходимость сохранения эмбарго после прогресса на переговорах «шестерки» и Ирана в Лозанне отпала. Министр также напомнил, что данные комплексы носят исключительно оборонительный характер, и их поставки не поставят под угрозу безопасность государств региона, в том числе Израиля. Также Лавров подчеркнул, что Москва, принимая решение об отмене эмбарго, учитывала не только свои коммерческие интересы, но и репутационный аспект.
Конец пятилетнему запрету
В 2007 году Россия подписала контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок на сумму около 800 миллионов долларов. В результате введенных в 2010 году санкций против Ирана российско-иранский контракт был приостановлен. Исламская республика после этого подала иск к «Рособоронэкспорту» в третейский суд Женевы (Швейцария). РФ предложила пойти на мировую, пообещав новые поставки ЗРК «Тор-М1Э».
Указ, подписанный президентом Владимиром Путиным в понедельник, снимает запрет на транзитное перемещение через территорию РФ, в том числе воздушным транспортом, вывоз с территории РФ в Иран, а также передачу ИРИ вне пределов РФ с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России зенитных ракетных систем С-300.
Москва учла все аспекты
Спустя два часа после подписания президентского указа с разъяснением позиции Москвы выступил глава МИД Сергей Лавров. По его словам изначально решение о приостановке выполнения контракта было принято в интересах поддержки «консолидированных усилий» «шестерки» международных посредников с тем, чтобы стимулировать «максимально конструктивный процесс переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы».
«Причем сделано это было, подчеркну особо, абсолютно добровольно. Резолюция Совета безопасности 1929, которая была одобрена в 2010 году, равно как и любые другие резолюции ООН, никаких ограничений на поставку средств противовоздушной обороны в Иран не накладывали. Подчеркну, это было сделано в духе доброй воли ради стимулирования прогресса на переговорах», — отметил он.
Министр добавил, что с того момента прошло почти пять лет, и 2 апреля в Лозанне «шестерка» посредников по итогам очередного раунда переговоров с Ираном констатировала существенный прогресс в урегулировании иранской ядерной программы.
«Мы убеждены, что на данном этапе необходимость в такого рода эмбарго, причем в отдельном, добровольном, российском эмбарго полностью отпала», — сказал Лавров.
При этом он напомнил, что С-300 — зенитно-ракетный комплекс, который носит исключительно оборонительный характер. «Он не приспособлен для целей нападения и не поставит под угрозу опасность какого-либо государства региона, включая, конечно же, и Израиль. Между тем, для Ирана современная система противовоздушной обороны сейчас очень и очень актуальна, особенно принимая во внимание резкую эскалацию напряженности в окружающем его пространстве и особенно, конечно, об этом свидетельствует стремительное развитие в последние недели военной активности вокруг Йемена», — сказал российский министр.
Он подчеркнул, что принимая решение в Москве, «конечно же, не могли не принимать в расчет коммерческие, репутационные аспекты».
Когда начнутся поставки
По этому ключевому теперь вопросу пока ответа нет. Минобороны утверждает о готовности сделать это оперативно. Однако точные сроки не оговариваются. Посольство Ирана в Москве пока также не комментирует происходящее и не сообщает, означает ли, что стороны могли достичь прогресса в урегулировании судебного разбирательства. Показательно, что объявление о президентском указе было сделано в то время, когда в Москве с визитом находится делегация Меджлиса Исламского совета Ирана во главе с председателем Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Алаэддином Боруджерди. Также в понедельник в российскую столицу прибыл секретарь высшего Совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани.
Ранее директор департамента международного сотрудничества корпорации «Ростех» Виктор Кладов заявил РИА Новости, что снятие оружейных санкций с Ирана позволит России продолжить военно-техническое сотрудничество с этой страной поставками новой техники, в том числе средствами ПВО. Комментируя возможность поставки С-300 в Иран, Кладов подчеркнул, что у России «богатая» линейка средств ПВО. По его словам, РФ может как вернуться к первоначальному контракту, так и предложить другие комплексы и системы ПВО.
Источник