
Сафонов выступил в Госдуме в рамках «правительственного часа» и отчитался об успехах туристической отрасли за 2015-й год, отдельно остановившись на закрытии турецкого и египетских направлений для отдыха, а также резком увеличении внутреннего туризма (почти на 20%) в условиях падения курса рубля.
«В прошедшем году были и свои плюсы, и свои минусы. Не было таких потрясений, как годом ранее, с кучей банкротств туроператоров. С другой стороны, значительно сократился выездной туризм: за девять месяцев Ростуризм насчитал почти семь миллионов путешествующих россиян. В годовом выражении можно говорить и о 10 миллионах, но годами ранее речь шла про цифры в 13-15 миллионов», — комментирует собеседник.
Специалисты даже подсчитали: один клиент, который приезжает в Россию в целях туризма, создает до семи-восьми рабочих мест в экономике. При этом, по мнению эксперта ФАН, Сафонов констатировал факты, но не хватило целеполагания.
«Цели развития туризма ведь очень простые: нужно добиться того, чтобы в Россию из-за рубежа приезжало до 70 миллионов туристов. Это примерно 50% от населения нашей страны, и такое соотношение характерно для государств, похожих на РФ по климатическим условиям, — Швеции и Германии. Сейчас доля внутреннего туризма внутри ВВП составляет 1,5%, в то время как в некоторых развитых странах — около 10%. И пока непонятно, как мы собираемся добиться улучшенных показателей», — продолжает президент.
Как раз глобальные цели и не были заявлены, а все конкретные меры, о которых говорилось на «правительственном часе», должны как раз вытекать из задач увеличить долю туризма в ВВП и число приезжающих в Россию туристов.
«Да, можно сделать электронные визы, но тогда встанет вопрос, где приезжающие люди будут жить. Здесь появляется цель — построить за понятный срок, скажем, пять лет, один миллион мест для их размещения. Ростуризм выбирает регионы опережающего развития и законодательно обеспечивает строящиеся отели и гостиницы от 50 до 100 номеров другим налогообложением и нулевой ставкой по НДС. Вот мы с вами уже и цепочку приблизительную начертили», — подчеркивает Гончаров.
За территорию опережающего развития можно взять, условно, Москву или Калининградскую область. Администрация региона определяет, какое число туристов они хотят принимать в этом и следующих годах.
«После чего специалисты рисуют бизнес-план, где будет отражено количество мест размещения, стоимость авиабилетов, отражение целевой аудитории. Ведь когда люди осваивали целину, они же не пришли сразу и не вбили колышки: у них был план по сбору определенного числа пшеницы, расчет ресурсов. Так и здесь», — говорит эксперт.
Это тем более важно на фоне последних информационных событий. В Крыму уже начали анонсировать повышение цен, поэтому к лету тот ценовой разрыв, что сейчас есть между отдыхом в России и за рубежом, сократится, и наш рынок лишится конкурентного преимущества. И потому уже сейчас нужно нарабатывать конъюнктуру, качество сервиса, чтобы люди из года в год возвращались в излюбленные места отдыха на черноморском побережье.
Эксперт также оценил вероятность возвращения турецких и египетских курортов в российскую туристическую систему уже в этом году.
«Есть шанс, что Египет вернется. Политические отношения с ним хорошие, а рынку реально не хватает такого продукта. По оптимистическим прогнозам, в марте-апреле поездки в Египет снова станут доступны. При этом надо помнить, что Египет не является летним направлением, потому возвращение пройдет не в свой сезон. По Турции прогноз негативный. Часть людей, конечно, найдет обходные пути и все равно туда отправится, но куда большая часть турпотока останется дома, часть поедет на российские курорты в Крым и Краснодарский край. Наконец, оставшиеся туристы распределятся по Греции, Болгарии, Хорватии, Черногории, Кипру, в какой-то степени — по Испании и Италии», — добавляет Гончаров.
Источник