Многие компании проигнорируют женский праздник: «деньги экономить надо»

Вот оно, тлетворное влияние кризиса: компании решили сэкономить на святом. На женщинах. Еще недавно работодатели не скупились на эстрадных звезд, именитых клоунов, фокусников, стриптизеров — а теперь не всегда готовы расщедриться даже на шампанское с конфетами. По данным крупнейших московских ивент-агентств, каждый третий руководитель, до сих пор исправно устраивавший для сотрудниц банкет в честь 8 Марта, в этом году откажется от дополнительных трат. Топ-менеджеры не готовы затягивать пояса ради соблюдения приятной традиции.

В основном кризис ударил по малому и среднему бизнесу. Его представители в лучшем случае поздравят дам чисто символически: шипучка, пирожные, тюльпаны. Отдельные менеджеры дошли до того, что сообщают сотрудницам: «8 Марта — не женский, а революционный праздник! Неужели вы разделяете взгляды Клары Цеткин?..»

Цена вопроса для твердо стоящей на ногах компании не так уж высока. Офисное угощение «экономкласса» в расчете на одну сотрудницу обходится в 1500–2000 рублей, столько же стоит подарок, в роли которого нередко выступает купон на покупку парфюмерии плюс букет цветов. В «бизнес-сегменте» ставки повышаются до 3,5–5 тысяч рублей как на поздравительную часть (ресторан или банкетный зал), так и на презент (чаще всего сертификат на посещение спа-салона). Раньше успешные компании любили вручать всем сотрудницам годовые сертификаты на посещение фитнес-центров. Теперь в лучшем случае ограничиваются сезоном, а то и одним месяцем. Но, как бы ни было, цветы и символические подарки — эти статьи расходов в большинстве фирм пока еще запланированы.

На какую же «торжественную часть» могут рассчитывать рядовые труженицы? Главное отличие от прежних праздников удивления не вызывает: совсем немного поздравлений будет в банкетных залах, хотя их владельцы готовы предоставлять скидки.

— Отказались от корпоративов несколько весьма серьезных компаний, работающих в сегментах, не подверженных катастрофическим падениям. Причины этого мне неясны, — говорит один из самых известных «креаторов» Москвы Сергей Князев. — На прямой вопрос, с чем связано такое решение, топ-менеджеры отвечают избитой фразой: «С оптимизацией расходов».

Верными Женскому дню остаются лишь очень крупные компании и небольшая часть представителей среднего бизнеса. Но даже и они намерены потратить на праздник гораздо меньше, чем еще год-два назад. Если раньше компания закатывала полновесную вечеринку с приглашением звезд эстрады, то теперь гора меняется с Магометом местами. Сотрудникам вручают билеты на модные спектакли (чаще всего мюзиклы) с оплаченным фуршетом (в театральном буфете работает отсек, где можно выпить коньяк с бутербродами).

В целях экономии популярность приобретают девичники: к началу вечеринки приходят только женщины и руководители коллектива. Через полчаса-час, после торжественного поздравления и пары бокалов шампанского, мужчины уходят, а женщины продолжают праздновать.

Популярным становится сюрприз, не слишком сложный в исполнении, но неизменно вызывающий у дам приступы хохота. Телевизионщики снимают женщин на их рабочих местах и на совещаниях якобы для ролика, который нужен для хроники компании. Затем делается переозвучка: к репликам женщин подставляются двусмысленные вопросы и комментарии. («Сколько времени вам, Семен Павлович, нужно для завершения проекта?» — «Три недели. Но если бы вы, Анна Ивановна, носили не такую короткую юбку, я уложился бы в сутки. Отвлекает, понимаете ли».) В последний рабочий день перед праздником на просмотр фильма собирается весь трудовой коллектив. Правда или нет, но, говорят, во время демонстрации роликов не обиделась ни одна женщина.

В моде аттракцион под названием «фигура из шампанского». Он удобен тем, что продемонстрировать его можно прямо в офисе. Специально обученный бармен сооружает пирамиду из бокалов, а потом наливает в них шипучий напиток до самых краев. К шампанскому прилагается большой многоярусный торт с кремовыми розочками.

А ведь в сытые годы компании проявляли недюжинную фантазию. Например, одна фирма заказала художникам написать по фотографиям сотрудниц их портреты в образах королев, принцесс, фей. Накануне праздника картины в роскошных рамках заняли места в кабинетах — дамы были в восторге. Долго провисеть, впрочем, портретам не удалось — женщины захотели забрать их домой.

Сотрудницам другой серьезной организации запомнился другой нестандартный корпоратив. Нет, поразили их не певцы из российской топ-десятки, не стейки из мраморного мяса и не коньяк 50-летней выдержки, хотя все это имело место быть. Очаровал девушек популярный иллюзионист, который вынул из своей волшебной шляпы для каждой виновницы торжества по роскошному живому букету. Впоследствии фокусник пожалел, что не пригласил представителей Книги рекордов Гиннесса — в течение вечера он исхитрился «сотворить» больше сотни букетов, ни один из которых не был похож на другой.

...Так уж сложилось, что корпоративы на 8 Марта обычно проходят скромнее, чем на Новый год или на юбилей самой компании. Дать рациональное объяснение такой, не побоюсь этого слова, дискриминации непросто. А обиднее всего, что поздравления в канун женского праздника могут в принципе сойти на нет. И мало кто из представительниц слабого пола способен «понять и простить» такое невнимание к себе. Даже в трудной экономической ситуации. Жаль, что мужчины этого не понимают.

Читайте также